Часто задаваемые вопросы
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 8 (351) 7-773-772 Заказать звонок




– В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Соответствующая обязанность была закреплена за ними в статье 212 Трудового кодекса РФ. В чем суть специальной оценки условий труда, которой было решено заменить аттестацию?

– Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценка уровня их воздействия на работника. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Этот закон вступил в действие с 1 января 2014 г. и внес соответствующие изменение в Трудовой кодекс РФ. Теперь даже само понятие «аттестация рабочих мест» исключено из Трудового кодекса РФ и заменено на понятие «специальная оценка условий труда».

 

– Кто должен проводить специальную оценку?

– Обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки возлагается на работодателей. Это следует из новой редакции статьи 212 Трудового кодекса РФ, а также из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ.

Иными словами, специальную оценку условий труда обязаны проводить все без исключения работодатели, а также индивидуальные предприниматели, заключившие трудовые отношения с физическими лицами.

 

– Есть ли отличия между перечнем рабочих мест, которые ранее подлежали аттестации, и рабочими местами, которые теперь подлежат специальной оценке?

– Да, есть. Например, аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась только в отношении следующих рабочих мест:

а) где использовалось оборудование, машины, механизмы, установки, устройства, аппараты, транспортные средства, электрифицированный и другой механизированный инструмент, ручной инструмент;

б) где выполнялись работы по обслуживанию, испытанию, наладке и ремонту оборудования и т.д.;

в) где выполнялись работы с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника.

Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Это означает, что ее надо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.

Еще одно важное отличие касается специальной оценки условий труда рабочих мест надомников и дистанционных работников. Раньше на таких рабочих местах была необходимость в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Теперь в соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ № 426-ФЗ определено, что проведение специальной оценки условий труда в отношении надомников и дистанционных работников не требуется.

 

– Подлежат ли оценке рабочие места офисных сотрудников? 

- Никаких исключений для офисных рабочих мест в Федеральном Законе № 426-ФЗ не установлено. Следовательно, специальную оценку рабочих мест офисных сотрудников нужно проводить в обязательном порядке.

 

– С какой периодичностью должна проводиться специальная оценка условий труда?

– Согласно статье 8 Федерального закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет. Если же на рабочих местах до конца 2013 года была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальную оценку условий труда следует проводить через пять лет после издания приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждении отчета об аттестации. При вступлении Федерального закона № 426-ФЗ в силу законодатель предусмотрел переходный период. Аттестация рабочих мест не утрачивает силу и будет действительна, но только до 1 января 2018 года.

 

– Результаты ранее проведенной аттестации не аннулируются?

– Нет. Если сроки проведения аттестация рабочих мест не превышают пяти лет, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки условий труда. Только по истечении пяти летнего срока от даты издания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета результаты аттестации рабочих мест могут быть признаны недействительными и работодатель обязан провести специальную оценку условий труда.

 

– Когда должна проводиться внеплановая (то есть ранее вышеуказанного срока) спецоценка?

– Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) при получении работодателем предписания государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями требований настоящего Федерального закона;

3) при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, способном оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) при изменении состава применяемых материалов и (или) сырья, способном оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) при изменении применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способном оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) если на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или если выявлено профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) при наличии мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

 

– Какие требования предъявляются к сторонней организации, проводящей специальную оценку?

– Организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны соответствовать обязательным требованиям:

1) в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указан вид деятельности «проведение специальной оценки условий труда»;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей – врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом РФ по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

И еще одно немаловажное требование, которое предъявляется к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, – это то, что они должны быть независимыми.

 

– Как проходит специальная оценка условий труда?

– Эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи разрабатывается и утверждается Министерством труда.

Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда: оптимальный, допустимый, вредный и опасный.

Вредные условия труда также делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

 

– Как документально оформляются результаты специальной оценки?

– После завершения работы по специальной оценки условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении. В отчет включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

– Должен ли работодатель ознакомить с этим отчетом работников?

– Да, обязательно. Работодатель обязан в письменной форме ознакомить работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Кроме того, следует дать работнику необходимые разъяснения по всем вопросам, касающимся проведения специальной оценки условий труда.

 

– Где используются результаты специальной оценки?

 Результаты специальной оценки используются в следующих целях:

1) для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

3) для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

4) для осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

5) для организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров работников;

6) для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;

7) для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

8) для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

9) для обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

10) для подготовки статистической отчетности об условиях труда;

11) при решении вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также при расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

12) при рассмотрении и урегулировании разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

13) для определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

14) при принятии решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

15) для оценки уровней профессиональных рисков;

16) в иных целях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

 

– Результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники ФСС определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя. Но в действующей форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда от 19 марта 2013 г. № 107н, предусмотрены поля только для результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. И как же быть?

– В ближайшее время в бланк будут внесены соответствующие изменения. А пока этого не произошло, допустимо ставить данные по специальной оценке в действующую форму.

 

– Что будет работодателю, проигнорировавшему обязанность по проведению специальной оценки?

– За нарушение законодательства о труде и об охране труда его привлекут к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 1 000 до 5 000 руб., и для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб. Еще одна возможная мера привлечения к административной ответственности – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

С 1 января 2015 года в случае отказа от проведения специальной оценки будет применяться статья 5.27.1 КоАП РФ. Размер штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., а для юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.

Правда, предусмотрен и более мягкий вариант наказания – предупреждение. Однако, если нарушение будет совершено повторно, то размер штрафа существенно увеличивается и составляет для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц – от 100 000 руб. до 200 000 руб.

За аналогичные повторные нарушения законодательства о труде и об охране труда должностные лица не могут подвергаться административному наказанию и могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановлена на срок до 90 суток.

 

– Усугубит ли вину работодателя отсутствие результатов спецоценки в ситуации несчастного случая?

– Это вполне может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, то руководителя могут привлечь и к уголовной ответственностипо статье 143 Уголовного кодекса РФ.

Напомню, что данная статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев. Есть и другой вариант наказания – исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года.

В случае же смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ

Положениями Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин.

С 1 января 2013 г. работодатели таких лиц обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам:

  • в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты в т.ч. на работах с вредными условиями труда: 4 процента (2013 г.), 6 процентов (2014 г.), 9 процентов (2015 г. и далее);
  • в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, с тяжелыми условиями труда, работа с повышенной интенсивностью и тяжестью): 2 процента (2013 г.), 4 процента (2014 г.), 6 процентов (2015 г. и далее).

Дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая определена Федеральным законом № 173. Другими словами, их необходимо перечислять по указанным тарифам независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину, установленную на соответствующий год.

Следует отметить, что Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена возможность освобождения плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным федеральным законом.

 

РАЗМЕР ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССА УСЛОВИЙ ТРУДА

класс условий труда

подкласс условий труда

дополнительный тариф 
страхового взноса (тариф по ФСС)

опасный

4

8%

вредный

3.4

7%

 

3.3

6%

 

3.2

4%

 

3.1

2%

допустимый

2

0%

оптимальный

1

0%

 

При наличии условий труда на рабочих местах соответствующих 1 и 2 классам – работодатель освобождается от оплаты дополнительных страховых тарифов.

Услуги

Сертификация

Вступление в СРО

Повышение квалификации

Оценка условий труда

Лицензия мин. культуры

Кредитная история

Проф. переподготовка