Путешествие пензенских туристов на моторных лодках по трем рекам

Путешествие на моторных лодках по рекам Сура, Волга и Ока было совершено пензенскими туристами. Ровно 50 лет тому. За три недели увлекательного путешествия пройдено километров. Вашему вниманию предлагаются воспоминания моего отца Митрофанова Александра Фёдоровича о совершённом 50 лет назад, в августе года, увлекательном водном походе на моторных лодках по рекам Сура, Волга и Ока. Туристские мемуары написаны им в апреле года, то есть совсем недавно. Самому автору на момент написания исполнился уже 91 год. Но он достаточно хорошо помнит подробности этого путешествия. Я осуществил редактуру рукописи. Путешествие на моторных лодках по Суре, Волге и Оке Прежде чем начать своё повествование о походе на моторных лодках по Суре, Волге и Оке вплоть до Рязания хочу рассказать о лодках и о лодочном движении в нашем городе в те уже далёкие годы. Они были оборудованы подвесными моторами небольшой мощности: Наша команда слева направо: На этой лодке я прокатился всего один. Но фанера, хоть и была пропитана олифой, всё-таки намокала.

Я решил обшить корпус судна дюралюминевыми листами марки АМГ. Но тут я подумал: Я же довольно быстро из листов АМГ склепал новый катер К, причём дно было сделано из более прочного и жёсткого дюралюминия марки Д В изготовлении катера мне посильную помощь оказывал Михаил. Тогда я там проживал со своей семьёй женой, сыном и тёщей. И вскоре совершил свой первый выезд по Суре на катере К В дальнейшем было множество выездов на этом катере на рыбалку, за грибами и ягодами.

До постройки плотины Сурского гидроузла в году удавалось подняться вверх по Суре довольно. Во всяком случае, выше впадения в неё реки Уза. Однажды был совершён длительный однодневный выезд. Но сейчас речь не об этом, это уже другая история. Путешествие на моторных лодках. Большие планы Вернусь в год. Мы, группа лодочников, решили совершить водный поход на моторных лодках по Суре до Волги и далее. В группу вошли 6 человек: Гусев Василий Михайлович, ми лет, прекрасный токарь завода ЗИФ, умелый механик и строитель лодок; его сыновья Владимир Котов приёмный сын ти лет, работал в Заречном токарем и Сергей Гусев, ти лет, только окончил школу; зять приёмной дочери Гусева Веры — Лев Сорокин, ти лет, работал лаборантом в одном из НИИ; Виктор Берсенёв, ти лет, наш хороший знакомый, работал на ТЭЦ, не помню уже кем, и жил в том же районе; и автор этих строк — Митрофанов Александр Фёдорович, х лет, работал преподавателем в инженерно-строительном институте. Лодки эти лёгкие, двухместные, небольших размеров: Две лодки склепал из дюралюминия Василий Михайлович.

Где приобрёл лодку Берсенёв, сказать не могу, да это и неважно. Мой 4-хместный катер К был тяжеловат и для данного похода не годился из-за неизбежного проигрыша в скорости. Причём взяли мы с собой 4 мотора, один в качестве запасного. Перед стартом состояние всех лодок и моторов было тщательно проверено. С собой мы взяли две брезентовых палатки и ватные телогрейки, из обуви, помимо сандалий — резиновые сапоги. Захватили также три пустых литровых канистры для бензина, одну канистру с машинным маслом для добавления в бензин.

У моторов были свои бачки вместимостью 20 литров. Естественно, взяли харчи, в основном мясные и рыбные консервы, супы в пакетиках, хлеб, крупы, картошку. Стартовали мы 3 августа, было очень тепло. Совершал ли кто подобные походы до нас, сказать не могу, вполне возможно, что мы оказались первыми.

Путешествие пензенских туристов на моторных лодках по трем рекам

После нас точно никто ничего подобного на моторках не совершал. Сам я продал катер в году. Однако, вернусь к походу. Путешествие на моторных лодках начинается Итак, в 10 часов утра мы на трёх лодках подплыли к ТЭЦовской плотине. Перенесли лодки и всё, что в них было, по берегу, и начали путь чуть ниже плотины. Расселись по лодкам мы в таком порядке: Во второй — Володя и Сергей, в третьей — Лёва и Виктор. Идём по Суре экипаж Гусев-старший и Митрофанов Дневник похода никто не вёл, да и думал ли я, что придётся вспоминать эти события спустя 50 лет?!

Тронулись в путь мы безо всяких происшествий. Управлять лодками умели все, в том числе и моторами, за рулём все члены экипажей находились по очереди. Так как мы спускались вниз по течению, то моторы включали нечасто. Этих дубов в Суре в то время было. Много их затонуло во время образования Сурского водохранилища. Первая стоянка была в районе Лунино, а первая ночёвка — рядом с селом Старая Кутля. Ночью мы отдыхали, плыли только днём, и то осторожно. Ночевали в палатках, по три человека в каждой. Так мы и шли вниз по течению, не заходя ни в какие селения, и было их по пути не так уж и. Не встречалось ни моторных лодок, ни тем более теплоходов.

Походы на моторных лодках

Да и Сура сама по себе не очень широкая и не очень глубокая, извилистая, да вдобавок с корягами и мелями. Но берега её были живописны, очень часто поросшие густым лесом. Встречались и песчаные пляжи, где мы останавливались для отдыха и купания. При этом на правом берегу Суры всё время виднелись не горы, конечно, но холмы, в основном поросшие лесом. Первые трудности Плотин через реку больше не встречалось, да и мостов было немного: Запомнился также один автодорожный, так как он был понтонный, и его пришлось обходить по берегу, перетаскивая всё наше имущество. В том числе и лодки с моторами. У какого населённого пункта он находился, точно сказать не могу — никакой географической карты у нас не. Да она нам, по сути, и не нужна. Поскольку главной целью являлась Волга, а её мы никак не могли миновать.

Ночевали мы, как правило, на песчаном берегу. Еду готовили на костре из тех продуктов, что у нас были — варили супы и каши из брикетов. Иногда варили уху из рыбы, которую ловил Лёва. Он один имел удочку и занимался рыбалкой.

Лодки и моторы в вопросах и ответах

Был у нас с собой и небольшой бредешок, которым мы также иногда ловили рыбёшку. Гусев-старший, Котов и автор. Так мы и спускались по реке, пока не добрались до крупного посёлка Сурское в Мордовии. От Пензы по реке он отстоит примерно километров на Чем же он нас привлёк? В первую очередь тем, что от него до самой Волги Сура стала судоходной. По ней двигались небольшие теплоходы; буксиры, тащившие за собой баржи с различными грузами, в основном лесом, кирпичом и кое-какими хозяйственными товарами. Отсюда на Суре уже был размечен фарватер реки — створные знаки на берегу на поворотах реки.

Форум любителей активного отдыха

Надо сказать, что Сура — очень извилистая река с множеством поворотов и перекатов. Сура стала судоходной Знаки были очень примитивные: Другой — правый, деревянным колом без ветки. Напороться на такую запруду было бы весьма опасно, особенно для нашего маломерного флота. Двигались мы, как правило, за солидными плавсредствами, они нагоняли большие волны, под одну из которых мы с Василием Михайловичем и попали. Лодка полна воды, мы мокрые с головы до пят. Пришлось останавливать наш караван, причаливать к берегу, вычерпывать воду, сушить одежду. Других неприятностей до самой Волги с нами не приключилось. Так как мы стали более осторожными в подобных ситуациях.

Иногда мы всё-таки встречались с местными рыбаками, но очень редко. Одна из встреч запомнилась больше. Есть на Суре, в Чувашии, такой город Шумерля. Так вот, местные рыбаки жаловались, что эта Шумерля загаживает Суру своими производственными отходами химического завода. Аналогично и у нас в своё время завод Медпрепаратов и завод ЗИФ сбрасывали в Суру много неочищенных стоков. Так что с экологией и 50 лет назад было далеко не всё благополучно! А перед Шумерлей мы проплывали мимо ещё одного чувашского города Алатырь, находящегося на месте впадения одноимённой реки в Суру. В Алатырь мы не заходили, надобности не. Путешествие на моторных лодках по Волге Через неделю после начала нашего сплава по Суре, мы рано утром вошли в Волгу, даже и заметили как: